Творческое объединение «КАМЕРНЫЙ АЛЬЯНС»

Зеркальная струяКАМЕРНЫЙ АЛЬЯНС — это объединение лучших исполнительских коллективов Харькова.

     В «Камерном Альянсе» представлены все направления и стили — от классической и духовной музыки до фольклора и джаза. Идея нашего творческого объединения — поддержать харьковских исполнителей, создать прецедент здоровой конкуренции, придать концертной жизни города новый импульс, сделав ее насыщенной и интересной и для самих исполнителей, и для искушенного современного слушателя.

     Харьков обладает одной из крупнейших в Восточной Европе исполнительской школой, известной своими давними и богатыми традициями. Здесь в свое время работали такие известные педагоги, как Адольф Лещинский (один из лучших учеников знаменитого Карла Флеша), Регина Горовиц, Григорий Жислин. Лучшие воспитанники этой школы входят в мировую элиту музыкантов-исполнителей (Владимир Крайнев, Татьяна Гринденко, братья Фейгины и др.).

     «Камерный Альянс» стремится к возрождению и продолжению исполнительских традиций Харьковской школы. По мнению самих музыкантов, это очень ценно, очень хрупко и может быть утеряно, если не придавать этому значения. А ведь традиции — это на самом деле то, что, собственно, и формирует нашу современную культуру — культуру игры, культуру восприятия.

     Высокие и красивые слова о пользе культуры и искусства, к сожалению, вызывают оскомину. Оттого, что кажется невозможным сдвинуть что-либо с мертвой точки. Оттого, что культура как таковая на Украине находится в глубоком запустении. Не массовая, не поп-культура, а академическое, высокое искусство. И поэтому всегда вызывает восхищение чье-то стремление изменить ситуацию. «Камерный Альянс» является такой ассоциацией харьковских музыкантов-исполнителей.Академический театр оперы и балета им. Н.Лысенко

     На сегодняшний день Ассоциация объединяет ведущих музыкантов Харькова: струнный «Харьков-квартет», хор духовной музыки «Сретение», джазовый ансамбль С.Давыдова, брасс-квинтет «Слобожанский», квинтет народных инструментов «Три плюс два». Все коллективы ведут активную концертную деятельность: «Харьков-квартет» — лауреат I премии международного конкурса им. С.Прокофьева, постоянный участник фестивалей камерной музыки. Хор «Сретение» — лауреат I премии Всеукраинского фестиваля «Глас Печерский», участник конференции по проблемам церковного пения (по приглашению митрополита Всея Украины Владимира). Хор «Сретение» записал компакт-диск «Древняя Всенощная. Столповой распев» по заказу Центра православной книги в Киеве. Сергей Давыдов — известный джазовый музыкант, концертирующий в США, Германии, Франции, Польше, Украине, России в ансамбле с музыкантами мирового уровня. Брасс-квинтет «Слобожанский» помимо концертов на Украине с успехом выступал в Испании. Квинтет народных инструментов «Три плюс два» — лауреат II премии международного конкурса в Клингентале (Германия), лауреат I премии международного конкурса в Киеве. То есть все коллективы самодостаточны. И все же они объединяются. Почему?

     Николай УДОВИЧЕНКО, участник «Харьков-квартета», один из авторов идеи: Музыканты-профессионалы, стремятся к исполнительской деятельности в Харькове. Насыщенность музыкальной деятельности в Харькове почти иллюзорна, потому что большей частью это продукция недостаточно высокого уровня. Самое страшное, что этот уровень уже устоялся и сложил вкус харьковского слушателя. Объединившись, мы хотим вновь «поднять планку» высокого мастерства и попытаемся что-то предпринять своими силами.Дом органной и камерной музыки

     Сергей Давыдов, джазовый музыкант: Действительно, проблемы, с которыми сталкиваются музыканты, желающие вести активную концертную жизнь, похожи — это наличие концертных площадок, подготовленной слушательской аудитории, оплаты. Мы пытались решать эти проблемы в одиночку, это тяжело совмещается с собственно музыкальной деятельностью, с необходимостью постоянно поддерживать профессиональную форму. Конечно, Ассоциация исполнителей — отнюдь не более легкий путь. И все же попробуем объединить наши усилия. В действительности, ситуация, складывающаяся в Харькове вокруг академического искусства, парадоксальная и противоречивая. Ведь Харьков — крупный культурный центр. Да, крупный и культурный, но… в прошлом. Сейчас — обычный провинциальный (даже по украинским меркам). Да, живы пока еще наследники некогда славных традиций. Да, редкий месяц проходит, чтобы кто-нибудь из харьковских музыкантов не привез победу на одном из международных конкурсов. Да, стало модным поддерживать молодые таланты. Их имена подолгу не сходят с афиш концертных залов Харькова, о них пишут газеты, Фонд поддержки молодых дарований выплачивает им стипендию. Но как только талант подрастает и готов реализовывать себя в полной мере — к нему теряется интерес, он словно становится ненужной обузой. Причин такого положения дел много. Ведь настоящее искусство требует «долгосрочных» вложений. Проще и выгоднее поддержать то, что приносит сиюминутное удовлетворение, что модно, что, наконец, принесет быстрый доход. А вот насчет постоянного бюджетного обеспечения культуры — с этим сложнее. Смешно, но на Украине в год на одного человека приходится лишь несколько копеек. Но думается, что основная причина не только и не столько в отсутствии денег, сколько в нежелании что-либо делать. Какие же задачи ставит перед собой «Камерный Альянс»?

     Н. Удовиченко: Первоочердная задача, если говорить современным языком, создать рынок исполнителей. В хорошем смысле рынок, Госпромсо здоровой конкуренцией и хотя бы минимально приемлемыми условиями для работы (обеспечение концертного зала, соответствующей оплаты концерта). Ведь на подготовку концертной программы уходит не один месяц. Не говоря уже о том, что труд музыканта во многом уникален, так как требует не только наличия собственно способностей, но и «марафонной» дистанции профессионального образования (16-19 лет). Кроме того, вся профессиональная «кухня» остается как бы «за кадром» — на сцене исполнитель выступает с видимой легкостью и о титаническом труде легко забыть. Фактически Харьков тратит свои же средства для того, чтобы подготовить кадры и приумножить славу Киева, Москвы, Петербурга, Ганновера, Лондона, где наши музыканты с успехом выступают, дают мастер-классы, преподают. И ничего не делает для того, чтобы удержать своих птенцов здесь.

     Юрий Тарарак, руководитель брасс-ансамбля «Слобожанский»: Ассоциация исполнителей создается с горячим желанием что-то делать именно в Харькове. Конечно, с Киевом нам не соперничать. Киев — столица, и пользуется столичными привилегиями, по праву сильнейшего. Но возьмем, например, Львов. При таком же скудном финансировании музыкальная жизнь Львова бьет ключом: обилие всевозможных конкурсов, фестивалей, музыкальных проектов. Контраст разителен! Одних только оркестров 12! И ведь они держатся на плаву, в хорошем смысле соперничают друг с другом. И если говорить о перспективах, то, в частности, со львовскими музыкантами у нас есть проект культурного диалога, обмена концертными программами. Своей задачей «Камерный Альянс» ставит возрождение и продолжение именно исполнительских традиций Харьковской школы. По мнению музыкантов, это очень ценно, очень хрупко и может быть утеряно, если не придавать этому значения. Хорошо, пусть считается, что Ассия Ахат — это уровень. Но кто помнит и ценит, что в этом городе жил и играл, например, Адольф Лещинский и кого волнует, что давно на сцене не появлялся Сергей Юшкевич — пианист без ложной скромности европейского уровня. А ведь традиции — это на самом деле то, что, собственно, и формирует культуру — культуру игры, культуру восприятия. Искренне надеемся на поддержку харьковского слушателя и на то, что этот проект оправдает себя.

Copyright © «Камерный Альянс», 2005 — 2018